В каждом из его распростертых крыльев по 17 перьев, в хвосте — 8, на шее — 45. Три числа, взятые вместе, означают дату провозглашения независимости Индонезии — 17 августа 1945 года.
Чем же заслужило это мифическое существо высокую честь попасть на государственный герб? Причем не только Индонезии, но и Тайланда, где оно еще и является гербом королевской семьи. А если вспомнить, что калмыцкие воинские части в Российской империи несли изображение Гаруды на боевых знаменах?
Объяснения самые разные: в индуистской традиции эта полуптица-получеловек считается одновременно ездовым животным и источником силы великого Вишну, ассоциируясь с солнечным светом (отсюда золотой цвет его оперения); пожирателем змей-нагов, стражей подземного мира. Буддисты почитают его в качестве истребителя демонов и нередко изображают со змеёй в клюве. В эзотерическом буддизме добыча Гаруды — это змеи неверия и сомнения, гнездящиеся в людском уме.
Изображают его по-разному, но наиболее распространённый вариант — это человеческие голова, грудь, торс, бедра; орлиные клюв, крылья, лапы и хвост.
О связи Гаруды с солнцем повествует древний индийский миф.
Едва разбив клювом скорлупу яйца, он взмыл в поднебесье. Всё живое на земле пришло в смятение, увидев в небе исполинскую птицу, затмевавшую блеском своего оперения дневное светило. Стремясь направить его неуёмную энергию на благое дело, творец Брахма повелел Гаруде поместить на небесную колесницу его брата с тем, чтобы он своим телом закрывал землю от губительных лучей солнца, сильно гневавшегося тогда на весь мир. Исполинская птица выполнила приказ, и с тех пор у солнечного брата Сурьи появился возничий.
Нелюбовь Гаруды к гадам ползучим объясняется просто. Змеи долгое время держали в рабстве его мать и пообещали освободить её в обмен на амриту — напиток бессмертия, ревностно охраняемый богами. Долог был путь… Опасаясь, что у него не хватит сил выполнить задуманное, Гаруда решил подкрепиться. Заприметив дравшихся на берегу озера слона и гигантскую черепаху, он схватил их своими когтистыми лапами и опустился на могучее дерево. Но какое же дерево вынесет такую ношу! Огромная ветвь обломилась, Гаруда взмыл в воздух, но увидев, что ветвь, словно муравьями покрыта крошечными мудрецами-валакхильями, подхватил её клювом, спасая ни в чем не повинных лилипутов. Мудрецов Гаруда бережно опустил на землю, и в благодарность они предрекли, что он одержит победу в бою за амриту с самим царём богов, грозным Индрой.
Но вот и обитель богов — гора Меру. Надев блистающие на солнце доспехи и вооружившись мечами и копьями, боги во главе с Индрой готовились отстоять источник своей вечной жизни и силы. Долго длился бой, но, наконец, не выдержали обитатели Меру натиска чудовищной птицы и расступились.
Однако добраться до цели оказалось непростым делом. В узком проходе вращалось огромное колесо с острыми как ножи краями. Тогда Гаруда уменьшился в размерах и проскользнул в просвет между спицами. И это ещё не всё! За колесом его подстерегали два дракона; их раскрытые пасти извергали пламя, а глаза, налитые ядом, обращали в пепел каждого, на кого попадал их взгляд. Но Гаруда не растерялся: он засыпал глаза чудовищ пылью и растерзал их своими когтями. Схватив сосуд с амритой, Гаруда пустился в обратный путь.
Индра не сдавался. Он кинулся в погоню и, настигнув похитителя, нанёс ему страшный удар своей палицей. Здесь Гаруда предпочел договориться и предложил царю богов отобрать амриту у змей после того, как его мать станет свободной. В обмен на дружбу с Индрой Гаруда попросил разрешить отныне питаться змеями. На том и порешили.
Пока обрадованные змеи совершали обязательное омовение перед трапезой, Индра выкрал драгоценный напиток и унёс его обратно в своё царство. Вернувшись, змеи не нашли напитка бессмертия и принялись лизать траву, на которой стоял сосуд. С тех пор у них раздвоенные языки. А Гаруда каждый день пожирает одну из них.
Вообще, он больше склонен договариваться, чем решать дело силой. Ещё в одном мифологическом сюжете тщеславный Гаруда отспорил у Вишну право «вознестись выше» него, за что пообещал бога возить на своей спине. Хитрый Вишну, заполучив такое прекрасное транспортное средство и выполняя обещание, поместил изображение птицечеловека на своём знамени.
Гаруда всеведущ: в одном из древних индийских гимнов он излагает происхождение вселенной, раскрывает божественную сущность Вишну, смысл ритуалов его культа, родословную царей, происходящих от солнца и луны, содержание священного эпоса «Рамаяна» и даже объясняет секреты стихосложения, грамматики и медицины.
И в Индии, и в Индокитае, и на островах Индонезии чудесная птица до сих пор остаётся одним из излюбленных персонажей изобразительного искусства. Её рисуют на стенах, отливают в металле, высекают в камне, вырезают из сандалового и красного дерева. С одинаковым успехом Гаруду можно встретить на стене и в алтаре храма, в сувенирной лавке, на страницах детской книжки и, как мы уже говорили, в государственной символике. В индуистских и буддийских странах он знаком каждому с детских лет как олицетворитель силы, благородства, верности.
Одна из наиболее «сильных» поз хатхи-йоги называется Гарудасана (поза Гаруды), а в тибетской медицине «Гарудой» именуют сложные целительные рецепты, компоненты которых ассоциируются с сердцем, кровью, костями, мясом и жилами священной птицы…
И всё-таки: в чём причина такого почитания, глубочайшего почтения, которым окружен этот персонаж? Ведь положительных героев и так хватает и в индуистской, и в буддийской мифологии. Однако, поединок орла со змеёй — один из древнейших религиозных архетипов человечества, сохраняющийся чуть ли не в генной памяти и символизирующий противостояние неба и солнечного света земле и подземной тьме, залог сохранения мира от посягательств Зла. А то, что Гаруда наполовину человек, указывает на необходимость активного участия человечества на стороне сил Света в извечном и бесконечном противостоянии , которое не позволяет тьме одолеть Свет и дарует Жизнь всему сущему.